Лучше перебдить

Давайте вспомним вместе со мной времена, когда редактора, цензура и даже самоцензура усиленно бдили. И не только бдили. Но и бздели: а вдруг начальство сочтёт, что кто-то недобдил. Лучше уж перебдить, чем недобдить. Бдили и над современниками, и над классиками. Вот пример.
В дни Ильича (Леонида Ильича Брежнева) слышал по радио «Певцов» Тургенева. То ли постановка, то ли просто Алексей Баталов чудесно читал этот чудесный рассказ. Я неравнодушен к «Запискам охотника». Мне нравится Баталов. Потому прослушал рассказ до самого конца. Помните? Охотник, ставший свидетелем состязания Рядчика и Турка, выходит из трактира в надвигающуюся ночь и слышит взывающий детский голос:
— Антропка! Антропка!
Наконец с опушки леса доносится:
— Чего?
Искатель Антропки радостно:
— Иди скорей домой! Тебя тятька высечь хочет…
Антропка больше не подаёт никаких признаков своего присутствия в пределах досягаемости, а первоначальный голос продолжает взывать:
— Антропка! Антропка-а-а!
Время шло. Ильич отдал концы. Трон занял Андропов. В недолгие годы его царствования услышал повтор радиопередачи. Тот же Тургенев. Тот же Баталов. Те же Рядчик, Турок, Дикий Барин. Только концовки рассказа с обещанием высечь Антропку нету.
Кого это высечь? Антропку?! А вдруг приближённые Андропова воспримут это как намёк в адрес шефа? Нет уж. Лучше перебдить. Лучше подвергнуть цензуре Тургенева…
Что ж. Были времена.

И.И.

А ведь есть области, где суровая цензура, строгий надзор просто необходимы. Например, строительство. Тут действительно лучше перебдить, чем оставить новый дом, скажем, без кровли.

Оставить комментарий